Узость круга vs тонкость слоя

Друг рассказывал про отца, а я вспоминал про своё детство. Эти воспоминания натолкнули на размышления, родилось небольшое эссе, которое я сначала отослал другу, а затем немного дополнил чужими фотографиями, найденными на просторах Сети, и вот что получилось.

 

По традиции - эпиграф:

Название его корабля я запомнил, наверное,
с молоком матери :) - «Павлин Виноградов».

© Иванов А. Е.

1.

В конце 1970-х мы решили нанести семейный визит к родственникам в Вольск. И решили как-то очень быстро: с утра матушка поехала на работу оформлять отпуск, а вернулась с билетами на пароход, который уходил через три с половиной часа. Это была просто мечта: колёсный (!) пароход «Михаил Калинин»:

пароход «Михаил Калинин»

Обратно мы возвращались на более современном теплоходе «Капитан Рачков»:

теплоход «Капитан Рачков»

Я не очень разбирался во всех этих тонкостях с наименованиями. И помню, тогда мне было непонятно: кто такой этот Рачков, почему его имя дано судну? Ну ладно, там, Михаил Калинин — личность известная, из первого, так сказать, ряда. Или вот Валерий Чкалов - герой! Я фильм видел. А тут даже не «Иван Рачков», не «Генерал...» - «Капитан...»

2.

В 1904 году в Сормове сошёл первенец новой линии — пароход «Граф», через пять лет «чета» пополнилась «Графиней», затем «Гражданином», а в 1912 году - двумя «братьями»: пароходами «Баян» (лучшее, пожалуй, грузопассажирское судно того времени) и «Витязь».

пароход «Баянъ»

Суровая революционная история отразилась в переименованиях: «Граф» стал «Усиевичем», «Гражданин» — «Полководцем Суворовым». «Витязь» сначала носил на борту «III Интернационал», а затем звался просто «Волга». Ну а «Баян» бороздил Волгу под именем «Михаил Калинин». «Графине» же достался «Иосиф Сталин».

Во время Великой Отечественной речфлоту досталось не меньше пехоты. Бакинская нефть очень нужна была стране, а путей её доставки оставалось два: железная дорога на левом берегу Волги, вдоль Урала и собственно Волга. Потому и минировалась река, и с самолётов бомбы сбрасывались. Ежедневно гибло несколько суден. Паника среди населения, среди членов экипажей. Нефть горела на реке из разбомблённых транспортов. Про то, что там было, можно почитать в воспоминаниях очевидцев. Кочегар «Михаила Калинина» вспоминал, что от всего экипажа осталось три человека в машинном отделении и три - на мостике, остальные в панике разбежались.

«Михаил Калинин» работал, кроме прочего, на снабжении Сталинграда, эвакуировал его жителей на левый берег. А когда в августе 1942 года возник риск блокады города, было принято решение вывести все транспорты из зоны окружения.

Три парохода - «Парижская коммуна», «Михаил Калинин» и «Иосиф Сталин» - вышли из Сталинграда в Куйбышев. Попали под обстрел с берега. Первые два обманным манёвром проскочили, а на «Сталине» немцы выместили всю злобу. Расстреляное судно село на мель (по одной из версий, его специально посадили на мель, чтобы увеличить шансы людей на спасение), капитан погиб на мостике. Спаслось со «Сталина», говорят, всего несколько десятков человек. «Калинин» шёл с тройным перегрузом - более 1000 человек (штатная загрузка - порядка 350 человек с экипажем), наверное, на «Сталине» было так же.

Так вот, погибший капитан «Иосифа Сталина» - тот самый Иван Семёнович Рачков, потомственный речник и весьма уважаемый человек и специалист. Кто скажет, что это недостойное имя для теплохода - «Капитан Рачков»? И пусть не «первый ряд», не так известен, как Валерий Чкалов, но человек был, возможно, не меньшего геройства и достоинства. Капитаны трёх пароходов получили за тот поход ордена, Иван Семёнович Рачков — посмертно...

Кстати, а сам Валерий Чкалов до своей лётной карьеры успел поработать кочегаром на пароходе. Не буду интриговать: на «Баяне» (ставшем через пару лет «Михаилом Калининым»). И теплоход «Валерий Чкалов» тоже был - трёхпалубник того же типа «Октябрьская революция», что и «Капитан Рачков». (И мне даже довелось в другие годы пройтись и на «Октябрьской революции», и на «Валерии Чкалове», и на упоминавшейся колёсной «Волге», и ещё на нескольких судах.)

Кстати, «Капитан Рачков» — не первое название того судна, изначально оно называлось «Дружба». И не последнее - новый владелец уже в новом веке назвал его своим именем. Вы наверняка видели теплоход под этим новым именем: «звезда» фильма «День выборов» — теплоход «Сергей Абрамов». С обновлённым интерьером «Абрамов» трудился летом в круизах, зимой — как плавучий ресторан.

теплоход «Сергей Абрамов»

3.

Вот такие у меня воспоминания и ассоциации. Не удержался, прочитал про Павлина Виноградова: революционер, заместитель председателя Архангельского губисполкома, один из создателей Северо-Двинской флотилии, погибший в бою с интервентами.

Заинтересовался и кораблём, названным в честь Виноградова. Тут я несколько запутался. С одной стороны, отец друга заканчивал Архангельское мореходное училище - вроде, гражданское заведение, с другой - есть фотография отца в форме моряка Балтфлота. Правда, Саня говорил, что отец рассказывал, как подружился с иностранцами, как стояли в иностранных портах. И если включить логику, то свободное общение с иностранцами на территории капстраны для военного человека в то время вряд ли было бы возможно.

Первому имя революционера досталось речному буксиру «Мурман», переоборудованному в канонерскую лодку, в 1918 году — вскоре, после гибели Павлина Виноградова. Но в 1921 г. канонерскую лодку разоружили, и до списания в 1960-х годах «Павлин Виноградов» трудился буксиром на Северной Двине и её притоках.

буксир «Павлин Виноградов»

Далее всё больше гражданская история: сухогрузы да лесовозы.

Построенный в 1929 году в Голландии грузовой пароход «Tiba» в 1935 году был приобретён Советским Союзом и под именем «Павлин Виноградов» вошёл в состав Северного государственного морского пароходства, а с 1939 года — Дальневосточного государственного морского пароходства. В 1944 году погиб, следуя из Ванкувера во Владивосток, около Аляски: то ли был торпедирован подлодкой, то ли груз ацетона в трюме сдетонировал.

памяти экипажа парохода «Павлин Виноградов»

Получилось у меня — и Саня подтвердил эту версию, — что отец его ходил на лесовозе газотурбоходе «Павлин Виноградов», сошедшем в 1960 году со стапелей Балтийского завода.

лесовоз «Павлин Виноградов»

Суда, построенные по этому же проекту 580, а так же по проекту B-352 (Польша) и позже на Мальте и в Испании («Игорь Ильинский» и другие), не взирая на полувековую историю, на значительную модернизацию, по-прежнему относят к типу «Павлин Виноградов». А вот само головное судно серии не избежало переименования: с 1980 года оно стало называться «Лотта».

«Лотта»

И единственный военный корабль в этой истории, про который удалось обнаружить сведения. Построенный в 1960 году тральщик «Павлин Виноградов» совсем немного был в составе Балтфлота: в начале 1961 года был зачислен в СФ, прошёл Северным морским путём из Мурманска во Владивосток, где вошёл в состав КТОФ. Про визиты в Европу не знаю, но про рейды по Индийскому океану минного тральщика, а позднее сторожевого корабля известно.

СКР «Павлин Виноградов» на рейде о-ва Сокотра

Списан он в 1987 году...

4.

«Михаил Калинин» через пару лет после той нашей поездки был списан, использовался как плавучая турбаза. Но в 1990-е был заброшен, затонул...

Два пожара на борту в ноябре 2011 года на стоянке Северного речвокзала в Москве фактически уничтожили «Сергея Абрамова» (бывшего «Капитана Рачкова»). Год простоял после пожара «Сергей Абрамов» у причала Северного грузового порта. А в ноябре 2012 года таки был отправлен в Череповец на разделку. Вёл его в этот последний путь буксир-толкач БТП-620 постройки 1986 года, носящий с 1995 года имя «Павлин Виноградов»...

«Сергей Абрамов» и «Павлин Виноградов»

Дмитрий Зайцев
15.07.2013

 

PS. C людьми, судами и названиями происходит много разного: занятного, любопытного, даже трагического. Так, в начале 1980-х имя «Михаил Калинин» досталось комфортабельному четырёхпалубному теплоходу, который за четверть века наверняка набрал свою армию поклонников среди тех, кому довелось отдохнуть, попутешествовать на его борту.

теплоход «Михаил Калинин»

Но в 2007 этот «Калинин» сильно пострадал от пожара. А после ремонта в 2011 году судно вернулось в строй как «Мстислав Ростропович».

теплоход «Мстислав Ростропович»

Только это уже совсем другая история...

Домой